Статистика твердит, что каждая вторая семья в России распадается, ну а стереотипы винят во всем полигамию. Однако данный термин не способен в полной мере раскрыть причины вступления разведенных людей в новые браки.
Владимир Вдовиченков и Елена Лядова
«Сожрала бытовуха», «нашел молодую», «не сошлись характерами» — люди силятся понять, почему отношения, начинавшиеся с красивых ухаживаний и бури страстей, заканчиваются расставанием. Времена, когда уход из семьи жестко осуждался партией и обществом, канули в прошлое, и сейчас, даже если за расторжение брака вас обругают коллеги и родственники, вряд ли это отговорит от решительных действий.
Другой вопрос — в каком по счету союзе человек обретает долгожданную гармонию и завершает поиски своего идеального партнера. Что, если схема «свадьба — развод» повторяется три, четыре, а то и пять раз?
Мы знаем массу звездных примеров, когда создать крепкую семью не удавалось ни с первой, ни со второй попытки. Можем ли мы окрестить это модным термином «серийная моногамия» и раскрыть истинные причины многократного вступления в брак? Спросим у психолога шестого сезона проекта «Пацанки» Любови Розенберг.
Меняя мужей как перчатки
На знаменитом постере «Карнавальной ночи» Людмила Гурченко выглядела милой и бесхитростной, но за образом скрывалась сложная натура
Роковой женщиной советского кино прозвали Людмилу Гурченко, ведь в количестве ее мужей путались даже эксперты. Василий Ордынский мог осуществить амбиции молодой Людмилы, если бы уговорил худсовет дать супруге главную роль в кино. Однако попытка режиссера продвинуть жену провалилась, и вскоре после этого Люся съехала из его московской квартиры в общежитие и наскоро оформила развод.
В следующего мужа, Бориса Андроникашвили, Гурченко влюбилась не только из-за яркой грузинской внешности, но и из-за эрудиции и талантов. На этот раз брак начал рассыпаться, когда Людмила стала знаменитой — на экраны вышла «Карнавальная ночь». Муж ревновал актрису к успеху, и в попытке спасти семью Люся родила от него дочку. Увы, вскоре супруг стал изменять артистке, а когда та подала на развод, от наследницы отказался.
Актрисе постоянно приписывали романы с коллегами, даже если те были женаты и не заинтересованы в интрижках
Александр Фадеев потерял Гурченко, когда начал пить и играть в Отелло, устраивая разборки с бросанием мебелью за любую улыбку актрисы, адресованную окружавшим ее мужчинам. Художник Борис Диодоров признавался, что не сумел вынести характер избранницы и постепенно охладел к ней. Ну а почему всего три года продлился союз с Кобзоном, биографам оставалось лишь гадать, ведь звезды развода не комментировали.
18 лет продлились отношения Гурченко с пианистом Константином Купервейсом, от которого актриса фактически требовала бросить карьеру. Устав от давления, аккомпаниатор ушел от артистки к продавщице, которая успела родить от него ребенка. Наконец, в 57 Людмила встретила 30-летнего Сергея Сенина, с которым счастливо жила до конца дней.
Сергей Сенин стал последней любовью звезды
Наша героиня остепенилась на шестом избраннике, однако существует теория, что девушки обретают счастье с третьим партнером: мол, второй союз часто становится попыткой залечить раны после первой неудачи, а вот в следующих отношениях женщина уже превращается в уверенную в себе опытную даму, к тому же с умеренными ожиданиями. Правдиво ли это мнение и существует ли какая-то статистика «номера» идеального брака?
«Такой статистики нет. Есть серии исследований, но вряд ли их можно идентифицировать как конечные и неизменные результаты, — ответила нам Любовь Розенберг. — Если говорить о третьем браке, то безусловно, каждый союз заключается с желанием прожить долгую и счастливую жизнь именно с этим партнером, но ошибившись один и второй раз, супруги уже учатся более бережно относиться друг к другу. Наконец-то начинают понимать, что, если хочешь, чтобы изменился партнер — нужно что-то изменить в себе. Чаще всего это связано с возрастом, наличием опыта, с накопившейся усталостью проходить еще раз все по новой. Легче что-то не заметить, с чем-то смириться, понять и принять как данность. Многие осознают все это с первого брака, кому-то нужно еще поднабраться опыта, чтобы прийти к этим выводам. В конечном итоге, в каждом новом браке меняемся мы, а не партнеры».
Гонка полов
Любовь Розенберг ведет онлайн-консультации и собственный курс
Много браков было у Людмилы Гурченко, Натальи Фатеевой, Ирины Цывиной и других актрис. Так верен ли гендерный стереотип, что чаще меняют возлюбленных мужчины, а не женщины?
«Это зависит от индивидуальных особенностей, а не от пола. Но следует все же заметить, что мужчина после развода крайне осторожно входит в новые отношения и готов взять на себя ответственность за семью. Это связано и с тем, что дети чаще остаются с женой, а мужчина становится холостым и может как будто по новой побыть свободным/молодым. Женщина после развода будет искать опору, а значит, и новые отношения. Хотя в современном мире уже и это уходит в прошлое, остается желание быть замужней женщиной как дань социальным нормам и как родовой сценарий. Но это в нашей стране. Если посмотреть на развитую Европу, исследуя данный феномен, то женщины крайне неохотно даже второй раз выходят замуж. Связано это с наличием алиментов, которые бывшие мужья платят женщинам, независимо от наличия или отсутствия у них детей», — подчеркнула Любовь Анатольевна.
не пропуститеПятый муж Людмилы Гурченко — о ее романе с Владимиром Высоцким и диетах
Вероятно, у ряда «многоженцев» повторяется один и тот же паттерн отношений, одни и те же ошибки в построении семьи? Можно ли считать, что для Гурченко это было желание загнать партнера «под каблук», чрезмерный контроль и давление?
«Безусловно так, — согласилась гештальт-терапевт. — Людмила Марковна, по воспоминаниям друзей и подруг, была особой весьма властной, своевольной. От супруга требовалась поддержка и подчинение. Как только мужчина не соглашался или уставал быть таким после периода ухаживания и перехода к брачным отношениям, так у Гурченко включалось желание изменить его, вернее оставить его таким, каким он был в период влюбленности. Но влюбленность быстро проходит, и следующая стадия отношений меняет иерархию и дистанцию между супругами. Фактически, Людмила Марковна смогла успокоиться и остановиться после того, как улеглись ее амбиции и рядом оказался партнер намного младше. Здесь были отношения материнской фигуры и забота и любовь с сыновьей позиции».
Серийная моногамия
Ольга Филиппова вспоминала, что отпускала избранника на съемки в «Левиафане» с тяжелым сердцем
Владимир Вдовиченков впервые женился в 18, но супруга в итоге ушла от него к более обеспеченному человеку — дяде актера. Во втором союзе Вдовиченков стал отцом, однако отношения распались из-за разных взглядов супругов на будущее. Переехав в Москву, Владимир начал актерскую карьеру, но первые успехи в профессии поспособствовали разладу с третьей возлюбленной, бизнесвумен Натальей Давыдовой.
В 2004-м артист съехался с Ольгой Филипповой, а через год у пары родилась дочь. Идеальными отношения не были: дважды Ольга сбегала к маме, к тому же Владимир пропадал на съемках и все больше отдалялся от избранницы. После 10 лет совместной жизни в пылу очередной ссоры Вдовиченков собрал чемоданы и ушел. И хотя Филиппова не отрицала, что союз дал трещину гораздо раньше, на ее взгляд, разлучил пару фильм «Левиафан», на съемках которого актер познакомился с Еленой Лядовой.
не пропуститеПять женщин Владимира Вдовиченкова
Интересно, что Филипповой артист говорил, что более не хочет жениться из-за негативного прошлого опыта, однако с Лядовой свадьбу сыграл через несколько месяцев после первого появления на публике. Елена оказалась особенной женщиной для Владимира, стала не только его супругой, но и агентом. Влюбленные редко делятся подробностями о семье, но окружающим очевидно, что они счастливы вместе.
Поклонники надеются, что драма «Левиафан» связала актеров навсегда
Есть понятие «серийной моногамии», когда люди стремятся к отношениям с одним партнером, созданию семьи, не заводят любовников, но когда понимают, что брак себя исчерпал, разводятся и создают новую ячейку общества. Почему такое положение вещей встречается все чаще и можно ли отнести нашего героя к представителям серийных моногамов?
«Серийная моногамия многими социологами считается формой семейной системы современности. Увеличивается продолжительность жизни, уменьшается финансовая и бытовая зависимость супругов друг от друга. Брак, заключенный по любви, исчерпывает себя, или супруги не справляются с очередным семейным кризисом и разводятся. При этом они не разочарованы в институте брака и имеют твердое намерение исправить допущенные ошибки в новых отношениях. Это тоже важный фактор серийной моногамии — разочароваться в одном человеке, а не в семейном устройстве жизни. Можно ли сказать, что количество браков в указанных историях — и есть яркий пример моногамных серий? Думаю, да. Там не отслеживается тирания или измены. Браки изживают себя по разным причинам, но не утрачивается желание поиска опор, чувств и поиска стабильности», — заключила психолог.
Высокие отношения
Расставание с матерью дочки Глафиры Стеклов не афишировал три года
Первая жена Владимира Стеклова пожертвовала собственной карьерой ради мужа, ведь в столице места в одном театре с актером для нее не нашлось. 20 лет супруги были вместе, а когда разошлись, Людмила Мощенская уверяла: избранник ей не изменял, просто брак себя изжил, заел быт.
не пропуститеУшел от первой жены к Александре Захаровой, стал отцом в 70. Четыре брака Владимира Стеклова
А вот Стеклов честно признался, что оставил жену и дочку из-за страсти к Александре Захаровой. С последней артист провел девять лет, а развелся, так как родители Саши настояли на этом, когда поплыли слухи об измене зятя.
Ирина считала себя бесплодной, но в итоге подарила Стеклову ребенка
Следующая избранница была стоматологом на 12 лет младше. В семье родилась дочь Глафира, но в 2015-м брак распался. О разводе Стеклов сообщил только через три года, вскоре после чего сделал новое заявление: в 70 актер снова стал папой. Сейчас звезда счастлив с Ириной Дерягиной, что младше его на 33 года.
не пропуститеБросил пить, подружил молодую жену с бывшей супругой. «Убойная сила» Александра Половцева
Стеклов не общался с Александрой Захаровой после разрыва, как и Вдовиченков с Филипповой, а вот Александр Половцев, к примеру, легко подружил бывшую жену с нынешней. Эсана и Юлия непринужденно болтают на семейных праздниках, созваниваются и обсуждают новости, а однажды женщины даже вместе боролись с алкогольной зависимостью Половцева. Хорошая ли это идея: способствовать сближению и общению экс-партнеров с настоящими?
От второй жены Половцев ушел к молодой официантке Эсане Муратовой
«В большей степени это зависит от того, как завершились предыдущие отношения, — отметила Любовь Розенберг. — Если закрыт гештальт отношений, и супруги расстались на уровне обоюдно и спокойно принятого решения, когда оба констатируют, что чувств нет, как и обид, неприятия и агрессии, — тогда спокойно может быть общение в бинуклеарных семьях. Часто такие семьи объединяют дети, которые общаются с новыми женами и мужьями своих родителей, со сводными братьями и сестрами, и тем самым сближают всех остальных родственников. Это есть не только в звездных семьях, но и в самых обычных».
не пропустите«Единый механизм не сложился». Почему Сергей Светлаков развелся с женой и как подружил дочку с новой супругой
Но почему все же у одного и того же человека, к примеру, у того же Владимира Стеклова, раз за разом распадаются браки: это из-за выбора неподходящих партнеров, неспособности выдержать кризис или по каким-то иным причинам? «Так бывает по разным причинам. Даже у одного человека один брак может завершиться естественным угасанием отношений, другой — после не пройденного кризиса, а третий — из-за разочарования в человеке», — пояснила наш эксперт.
Коментарі